ДЕТСТВО БЕЗ ТРЕВОГИ | SOLGAR — официальный сайт в Кыргызстане

ДЕТСТВО БЕЗ ТРЕВОГИ

5 минут чтения

Как помочь ребенку справляться со стрессом и эмоциональными переживаниями уже с малых лет, чтобы он мог успешно адаптироваться к окружающему миру? Узнайте больше об этой важной теме в статье от экспертов SOLGAR!

 

О нервной системе. Что происходит в голове ребенка?

 

Мозг быстро развивается в раннем детстве, причем наиболее значительный рост происходит в первые несколько лет жизни. К трем годам мозг ребенка составляет около 80% от размера взрослого. К шести годам формирование и рост отделов головного мозга полностью завершается.

 

Мозг у детей очень пластичен, а это означает, что он адаптируется в ответ на получаемый опыт и среду, в которой он существует.

 

Для гармоничного развития ребенку требуется комфортная обогащенная среда, которая стимулирует мозг формировать и укреплять новые нейронные связи. Что она включает? Контакт между детьми и родителями, позитивный опыт общения с людьми, игры и возможность знакомиться с окружающим миром.

 

Что еще может влиять на динамику и характер развития мозга у детей?

 

1. Сензитивные периоды, во время которых мозг ребенка особенно чувствителен к определенным типам обучения и развития. Вне этих периодов попытки обучения ребенка навыку по принуждению зачастую бесполезны, приносят большой стресс и грозит неврозами.

 

2. Сон — важная часть для формирования мозга ребенка. Именно поэтому дети, особенно младенцы, спят, в среднем, в 2 раза больше, чем взрослый человек.

 

3. Продолжительность сна важна для детей не меньше, чем его регулярность. Сон состоит из разных фаз, в течение которых происходят свои процессы.

 

Какие факторы негативно влияют на нервную систему ребенка

 

Существует множество факторов, которые могут негативно влиять на неокрепшую нервную систему ребенка, среди них:

  1. переутомление, высокая умственная нагрузка, в сочетании с недостаточным отдыхом в течение дня и в выходные;
  2. недостаток сна у ребенка;
  3. конфликты в семье;
  4. зависимость от гаджетов, отсутствие диджитал-гигиены;
  5. переезд или изменения в окружающей среде;
  6. страх, который ребенок испытывает перед внешним миром;
  7. внешнее давление, которое испытывает ребенок: высокие ожидания родителей и учителей, чувствительность к оценкам, буллинг одноклассников;
  8. дефицит нутриентов (например, железа, йода, магния или омега-3 жирных кислот) и тд.

 

Важно создать благоприятные условия для ребенка, чтобы он мог эффективно справляться с возникающими стрессовыми ситуациями.

 

Как выявить тревожного ребенка?

 

Рассмотрим самые частые проявления тревожного состояния у ребенка.

 

Физические признаки

  1. Жалобы на боли в животе или головные боли;
  2. усталость, сонливость, вялость в течение всего дня;
  3. потливость, озноб или учащенное сердцебиение (признаки острой тревоги или приступов паники).

 

Поведенческие признаки

  1. Избегание определенных действий, мест или людей, которые вызывают у ребенка беспокойство;
  2. необходимость постоянно быть в контакте с родителем или опекуном — видеть его, держать за руку;
  3. постоянный поиск одобрения старших.

 

Эмоциональные признаки

  1. Срывы, истерики, которые кажутся несоизмеримыми ситуации-триггеру;
  2. волнение, которое испытывает ребенок: ему трудно сидеть на месте, руки/ноги постоянно в движении, трогать свою кожу;
  3. глаза «на мокром месте»: любое новое событие может вызвать у ребенка слезы;
  4. беспокойство по поводу будущих событий или гипотетических ситуаций.

 

Когнитивные признаки

  1. Трудности с концентрацией внимания, например, при выполнении домашнего задания;
  2. падение успеваемости в школе: ухудшение оценок и/или потеря интереса к школе;
  3. негативное мышление: частые мысли о развитии событий по худшему сценарию, самокритика;
  4. перфекционизм: нереально завышенные ожидания и страх совершить ошибку.

 

Социальные признаки

  1. Ребенок отстранился от друзей, семьи или занятий, которые раньше нравились;
  2. нежелание говорить и взаимодействовать (чаще с группой детей от 3-х и более человек), участвовать в групповых мероприятиях.

 

«Моим детям трудно справляться с эмоциями. Что делать?»

  1. Наладьте строгий график питания у каждого ребенка и не поощряйте перекусы с целью «заедания» стресса.
  2. Убедитесь, что взрослые в вашей семье умеют справляться с эмоциями, ведь ребенок перенимает поведенческие стратегии в своей семье.
  3. Помогайте каждому ребенку найти альтернативный способ выхода негативных эмоций: физическая активность, времяпрепровождение с животными.
  4. Помогите детям сделать окружающую действительность предсказуемой. Ребенку с повышенной тревожностью действительно важно знать, что родители все держат под контролем.
  5. Контролируйте интернет-активность и использование детьми гаджетов, особенно в вечернее время.
  6. Организуйте детям тихое успокаивающее место.
  7. Практикуйте с ребенком медленное дыхание, чтобы контролировать гипервозбудимость.
  8. Помните! Ни один родитель не обязан полностью разрешить и не допустить очередного тяжелого периода ребенка. Иногда нужно просто принять, что некоторые кризисы у детей неизбежны, и, что в это время ваш малыш может плакать чуть чаще, чем обычно.

 

Какие витамины помогут нервной системе ребенка?

 

Широкий спектр нутриентов нужен ребенку для:

  1. развития его когнитивных способностей (решение задач с использованием аналитики, синтеза, креативного подхода),
  2. поддержания стрессоустойчивости ребенка,
  3. психоэмоционального баланса и регуляции настроения.

 

Например:

 

— Витамины группы В способствуют нормализации работы нервной системы и улучшению эмоционального состояния детей.

 

— Магний участвует в регуляции нервного и мышечного напряжения, оказывает влияние на качество сна, способствует уменьшению мышечных спазмов и судорог, которые испытывает ребенок.

Многие нутриенты влияют на умственное развитие ребенка косвенным образом. Например, йод поддерживает работу щитовидной железы, а она, в свою очередь, — мозговую деятельность.

 

— Витамин D, который известен своей способностью регулировать усвоение кальция в организме, в том числе имеет огромное значение для нейропластичности — способности нейронов адаптироваться под воздействием среды. Это влияет как на когнитивные способности развивающегося мозга детей.

 

— Омега-3 жирные кислоты (ЭПК и ДГК) — незаменимые строительные компоненты нервной системы детей с момента зачатия в утробе и вплоть до раннего дошкольного возраста. При этом, докозагексаеновая кислота (ДГК) имеет решающее значение для построения жиров в клетках мозга.

 

Однако, обеспечить ребенку сбалансированное разнообразное питание — только часть одной важной задачи! Другая часть — уговорить малыша съесть нелюбимые овощи, суп или салат.

 

Прививание полезной привычки ребенку может быть длительным и сложным процессом. Надежным подспорьем для родителя в этот ответственный период жизни ребенка могут стать витаминные комплексы.

 

«Кангавитес комплексная формула мультивитаминов и минералов со вкусом тропических фруктов» — это комбинация ключевых нутриентов для укрепления нервно-мышечной ткани, улучшения мозговых функций, внимания и памяти малыша.

 

В состав комплекса входят железо, цинк, йод, витамины A, C, D, E, соевый лецитин, экстракты полезных растений, овощей и фруктов и тд.

 

Витамины, минералы в органической биодоступной форме и растительные компоненты способствуют работе всех жизненных систем организма. А комфортная форма приема сделает эту привычку приятной частью заботы о здоровье с раннего возраста.

 

В завершение

 

Хочется подчеркнуть, что забота о нервной системе ребенка играет важную роль в его общем здоровье и благополучии.